Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
понедельник-пятница: 09:00-21:00 суббота-воскресенье: 10:00-18:00

Стремительный спуск

25.03.2005, Пятница Просмотров: 367
Перевод
Декабрь 2004:
Майкл Анг
Источник: http://www.scubadiving.com/training/lessons_for_life/the_rapid_descent/0/

Скрытая проблема оборудования станет смертельной для одного ничего не подозревающего дайвера.

Хосе цеплялся за почти вертикальную стенку. В руки и плечи ему врезались кораллы, но он не смел их отпустить. Мертво уцепившись за стенку одной рукой, он взглянул на свои приборы. Их показания были нехорошие. Несмотря на его попытки подняться вверх по стенке, он был все еще на 50 метрах, и его компьютер теперь высвечивал страшные предупреждения о необходимости всё возрастающей декомпрессии. Хуже всего было то, что его манометр показывал, что он имел запасов воздуха меньше чем 50 ата. Хосе глубокими вдохами ловил воздух и пробовал сквозь панику и наркоз вспомнить то, чему его обучали. Его ВCD не надувался, но Хосе все еще мог избавляться от своих грузов. Нащупывая рукоятки сброса грузов свободной рукой, он ощущал окутывающую темноту, и то, что дышать становится все тяжелее и тяжелее.

Дайверы

Хосе было почти 30 лет, и он имел превосходное здоровье. После жизненного периода пассивности, Хосе прошел сертификацию на AOWD, совершил около 75 погружений на Тихоокеанском побережье вблизи от дома и в последующих поездках по тропикам – он любил нырять в теплой воде.


Погружение

Был прекрасный день и море было гладким, как стекло, когда Хосе поднялся на борт дайв-бота, направляющегося к дайв-сайту с глубокой стенкой. Популярный риф начинался на 25 метрах и понижался более чем до 300-метровой глубины. План был составлен для шестерых продвинутых дайверов: после их захода в воду, они должны были собраться на якорном канате после чего дайвмастер должен был с поверхности вести их спуск. После того, как судно встало на якорь над уступом рифа, капитан провел второй детальный брифинг.
Бади Хосе зашел в воду и немедленно двинулся к провисшему якорному канату. После чего, там же, он глянул в сторону Хосе, который уже вошел в воду сзади справа от него. Но, не смотря на невероятно чистую воду, дайвер не увидел никаких признаков Хосе. Когда последний из дайверов вошел в воду, бади подплыл назад к корме чтобы сообщить команде, что Хосе отсутствует.
Дайвмастер, Дэн, быстро вошел в воду и убедился, что один дайвер действительно отсутствует. Дав указание дайверам возвращаться на поверхность, Дэн произвел быстрый поиск вокруг якоря. Не найдя признаков Хосе, он всплыл на поверхность и уведомил капитана. Капитан осмотрел площадь вокруг бота и указал на поток пузырей, идущий в несколько метрах от кормы.

Происшествие

Спускаясь по следу пузырьков, Дэн встревожился, когда он миновал уступ стенки на 25 метрах. Его беспокойство росло, поскольку он прошел через последний из пузырьков в 40 метрах прежде, чем он видел Хосе слегка колышущегося в течении все ещё в 10 мерах ниже себя. Дэн торпедой устремился к Хосе, схватил его и сделал попытку раздуть его BCD. Но это не дало никакого эффекта. Хосе не отзывался, и хотя его регулятор все еще плотно держался во рту, он не дышал. Дотянувшись, что бы сбросить грузы из грузовых карманов BCD Хосе, Дэн заметили, что один грузовой карман был уже частично удален.
Дэн понял, что будет неблагоразумно пробовать удалить нефункционирующий регулятор и заменять это его собственным альтернативным воздушным источником. Он решил вместо этого поднимать Хосе настолько быстро, насколько возможно, к поверхности, где возвращение к жизни могло уже начинаться всерьез. Используя свой собственный BCD для подъема, Дэн устремился к поверхности, держа Хосе головою назад, чтобы сохранить открытыми дыхательные пути. Как только они всплыли на поверхность, капитан отметил, что Хосе был в воде приблизительно шесть или семь минут. Команда подняла Хосе на борт дайв-бота и немедленно начала Сердечно-лёгочную реанимацию и кислородную вентиляцию, в то время как капитан направлялся к берегу. Хосе был отправлен в медицинскую клинику, где он и был объявлен мертвым.

Анализ

Исследование оборудования Хосе показало, что его баллон был пуст, что его регуляторы функционировали должным образом, и что его инфлятор BCD также работал как надо. Однако, когда техник исследовал в инфляторе клапан сброса давления, он обнаружил, что механизм вытащен изнутри и полностью отсутствовал при том, что внешнее крышка было неповрежденной. В этом состоянии клапан не мог держать ни капли воздуха.

Хосе нырял с этим BCD в течение нескольких дней, так что он, возможно, функционировал должным образом до того фатального дайва. Один из двух: или Хосе открыл клапан и сместил механизм, или механизм потерялся во время мойки. Хосе, должно быть, взял крышку при повторной сборке клапанного узла и установил её, не понимая, что сам механизм отсутствует.

Когда он вошел воду над глубиной, недействующий клапан немедленно стравил весь воздух, который Хосе пробовал нагнетать в воздушную камеру своего BCD. Вес оборудования немедленно увлек его вниз. Истощение запасов воздуха указывает на то, что Хосе продолжал попытки раздуть свой поврежденный BCD, существенно позже этого стало очевидным, что он не работает. Уже на 50 метрах, когда Хосе наконец понял, что не может остановить спуск с помощью BCD, он, должно быть, рванул вперед, чтобы ухватиться за стенку. Только после обнаружения почти полностью отсутствующего запаса воздуха Хосе пытался убирать свои груза. Сбрось он их скорее, он мог бы выжить.

Уроки Для Жизни
1. Всегда сдавайте любое поврежденное оборудование на проверку квалифицированному специалисту. Если Вы не квалифицированы должным образом, не предполагайте, что Вы знаете, как работает оборудования, и не пробуйте восстановить его работоспособность самостоятельно.

2. Всегда входите воду с BCD, частично надутым, чтобы гарантировать его целостность.

3. Если Вы находите себя неспособным поддержать нейтральную или положительную плавучесть под водой, и эта ситуация создает безудержный спуск, немедленно сбросьте ваши грузы.

4.Дайвер должен двигаться по линии спуска только после того, как оба члена группы вошли воду и сделали быструю проверку их оборудования и так, чтобы они могли продвигаться вместе.


Источник: Якунин Илья