Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
понедельник-пятница: 09:00-21:00 суббота-воскресенье: 10:00-18:00

Долгое плавание «малого охотника»

05.10.2007, Пятница Просмотров: 227
Сегодня приблизилась к завершению история, к которой подходит вроде подзатертый советский лозунг «никто не забыт, ничто не забыто».В думском Комитете по делам ветеранов назвали имена моряков с катера «малый охотник», погибшего в Черном море в 1943 году. Телекомпания НТВ подробно рассказывали об этой поисковой операции.

В мае группа дайверов, в которую входили и корреспонденты НТВ, спустилась на дно Цемесской бухты и обнаружила там обломки военного катера, а в них — полуистлевший бортовой журнал. Его подняли на поверхность и передали на расшифровку специалистам.

Почти никто не верил, что получится расшифровать записи бортового журнала, который пролежал на морском дне больше 60 лет, узнать номер катера «малый охотник» и хоть что-то о членах его экипажа. Первым делом экспертам удалось установить личность капитана — В.Шпанько. Но чуть позже из архива пришла неприятная новость.

Константин Богданов, председатель «Разведовательно-водолазного клуба»: «В послужном списке Шпанько не значится, что он служил на СК-32. Для нас это было, честно говоря, неожиданно».

Дайверы с головой ушли в архивы, сначала во флотские, потом в архивы ФСБ. Помог экс-директор Николай Ковалев. И все-таки выяснили, что за человек командовал пограничным катером.

Константин Богданов: «Старший лейтенант Шпанько Виктор Максимович. Собственно, это полностью соответствовало нашей подписи „В.Шпанько“. 13-го года рождения, уроженец села Новая Елизаветовка Каховского района Николаевской области. Нам удалось установить фамилию его родственников, а также, что старший лейтенант Шпанько был награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени и медалью „За оборону Севастополя“».

Еще при первом погружении, когда и был найден судовой журнал, дайверы увидели, какие повреждения получил корабль — кормы фактически не было.

Катера класса «малый охотник» в годы войны входили в состав различных пограничных дивизионов. Конвой и транспорт-десанты были их основными боевыми задачами. Катер Виктора Шпанько участвовал в обороне Севастополя, перевозил людей и технику под непрерывным обстрелом со всех сторон, и с моря, и с воздуха. Но однажды напоролся на мину.

Константин Богданов: «Каким-то образом он отклонился от форватера, напоролся на мину, и в районе кормы произошел взрыв».

Владислав Бунтыло, президент «Разведовательно-водолазного клуба»: «Взрывом снесло всю рубку, даже сорвало с креплений пулеметы, которые были установлены за рубкой. Удивительно, как люди остались люди живы».

Капитан и еще 15 членов экипажа остались живы после той страшной катастрофы. Виктор Шпанько погиб через год, в 1944. Его сторожевой катер в районе порта Поти потопила вражеская подводная лодка. Судьба других выживших пока неизвестна.

Дайверы надеются на помощь думского Комитета по делам ветеранов. Может, получится найти родственников моряков, привезти их в район Мысхако и показать место, где лежит корабль с бортовым номером СКА-098. Теперь тут своего рода подводный музей.
Источник: http://news.ntv.ru/