Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
+7 (499) 500 96 69
Понедельник-пятница: 09:00-20:00 Суббота-воскресенье: 11:00-17:00

Любовь к истории тянет финнов под лед

09.01.2008, Среда Просмотров: 52
Любовь к истории тянет финнов под лед
Поиск затонувших кораблей, которые лежат на дне акватории Финского залива, для некоторых не только развлечение, но и способ изучить далекое прошлое. Для этого создаются специальные археологические экспедиции.

Лыжники неторопливо идут по заснеженному озеру. Нормальный пейзаж и для России, и для Финляндии. Но появление такой группы людей с санками обычной картиной не назовешь.

Водолазы в полной амуниции выдвигаются на исходную позицию. Бурят лунки, выпиливают прорубь, — треугольную — чтобы не обламывались края, вытаскивают льдину (просто втолкнуть ее под лед нельзя, может выскочить и закрыть просвет).

Это не спасательная операция. Это часть российско-финской программы по изучению затонувших исторических объектов. Два дня в местечке Саханлахти обсуждали подводную археологию и ее особенности в северных широтах.

Андрей Лукошков, руководитель проекта «Тайны затонувших кораблей»: «Это пролив Полмола — ворота в Сайму, систему озер центральной Финляндии. С этим регионом связана вся древняя история страны. На дне лежит масса объектов, которые представляют загадку для изучения истории. В километре отсюда должен лежать шведский боевой корабль, который погиб в сражении с русским флотом в июле 1789 года. Может быть, нам удастся его найти».

Российские ученые уже составили карту затонувших объектов Финского залива, сейчас идут активные исследования Ладожского региона. В ближайшем будущем в них примут участие и финские дайверы.

Для того, чтобы включиться в программу, вовсе не нужно досконально разбираться в перипетиях морских сражений или в тонкостях кораблестроения. Увлеченный ныряльщик не устоит перед возможностью своими глазами посмотреть, например, на корабль, где в кают-компании все так же стоит пианино, или на колесный пароход. На российском дне число подобных находок исчисляется сотнями.

Тех же, кто спускается посмотреть на них, пока лишь десятки. У финнов ситуация обратная. И чтобы разнообразить доступный дайверам подводный мир, они не только пригласили петербургских исследователей, но и время от времени возвращаются к идее искусственного затопления предметов.

Тимо Тюньккюнен, дайвер, руководитель турфирмы: «Я попытался затопить самолет. В соображениях сохранения экологии из бака самолета было удалено топливо. Но было очень много нареканий со стороны местных жителей, рыбаков».

Это тот же человек. После того, как горячей водой разморозили дыхательный аппарат, он спустился под воду, чтобы посмотреть на подводную часть скалы и старые бревна, — остатки причала двухвековой давности.

Хотя во время последней войны лед этого озера использовали как взлетно-посадочную полосу немецкие самолеты, на дне ни один из них не остался. Но интересную находку можно сделать даже в самом привычном месте, поэтому всегда берут с собой фотоаппарат.

Самые интересные фото — портреты тех, кто склонился над прорубью. Видимость отличная. Это главная причина, по которой в наших широтах лучший дайвинг — зимний дайвинг, в крайнем случае, весенний. 65-летний Раймо Ховиньеми, понырявший у разных материков, не считает, что плавание подо льдом — развлечение лишь для экстремалов.

Раймо Ховиньеми: «Никаких проблем температуры зимней воды на глубине 10–15 метров нет. Всего-то десять градусов! В костюме даже не успеваешь замерзнуть».

При минус 12-ти треугольная прорубь быстро затянется льдом. Место подводной экспедиции вновь займут рыбаки. Но в этом сезоне такие треугольники еще не раз появятся в финской акватории. Ведь зимний график активного дайвера — раз в неделю баллоны на санки и погружение.
Источник: http://news.ntv.ru/