Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
понедельник-пятница: 09:00-21:00 суббота-воскресенье: 10:00-18:00

<b>Золотая лихорадка на дне Средиземного моря</b>

11.05.2005, Среда Просмотров: 241
Ареной жарких политических баталий между Британией и Испанией Гибралтарский пролив стал не сегодня. На этой неделе Лондон и Мадрид в очередной раз обменялись резкими заявлениями. Правда, теперь объектом спора стал не клочок земли на юге Европы, а затонувший несколько столетий назад английский военный корабль "Сассекс". По словам историков, на борту судна может находиться до 10 тонн золота, или 3,5 миллиарда евро в денежном эквиваленте.

Этот корабль мог переломить ход войны
В свое последнее путешествие "Сассекс" - один из самых лучших британских кораблей того времени - отправился в конце 1693 года. По иронии судьбы, это был одновременно и первый серьезный морской поход построенного всего восемью месяцами ранее 80-пушечного судна. Во главе эскадры из 12 кораблей "Сассекс" должен был выполнить ответственную миссию. Эскадре следовало пройти через Гибралтарский пролив и доставить крупную сумму денег герцогу Савойскому (Савойя - область на юго-востоке Франции, в Савойских Альпах).
Это была плата за то, чтобы в войне, которую в 1688-1697 годах Аугсбургская лига (Голландия, Испания, Швеция, Бавария, Пфальц, Саксония, Англия) вела против Франции, герцог выступил против Людовика XIV. Вступление Савойи в войну не сулило Парижу ничего хорошего. Районы на юго-востоке Франции были слабо укреплены, к тому же втянутому в борьбу на западе страны королю было бы сложно перебросить в этот край дополнительные войска.
Вместе с деньгами британская эскадра должна была доставить в Савойю и подкрепление для малочисленной армии герцога. Только на "Сассексе" плыли почти 500 военных и матросов. Англия спешила: Франция сделала герцогу Савойскому конкурирующее предложение - не менее щедрое. Людовик XIV обещал союзнику Англии шесть тонн золота и три миллиарда в местной валюте.
У берегов Андалузии флотилия попала в сильнейший шторм, ко дню пошли все корабли. Sussex пал одним из последних. Два дня команда судна мужественно боролась со стихией, но на третьи сутки и этот корабль затонул. Это случилось 19 февраля 1694 года. Выжить удалось лишь двоим англичанам. А через два дня на испанский берег было выброшено тело адмирала Френсиса Уилера. Рассказывают, что военачальник был в одной ночной рубашке.
Фунты стерлингов так никогда и не попали в подвалы герцога. Годом позже Англия предприняла еще одну попытку переправить деньги в Савойю, но было уже слишком поздно. Герцог успел вступить в тайный сговор с французами. Провал английской дипломатии делал бессмысленным дальнейшее продолжение войны.
"Сассекс" искали четыре года
За это время были изучены 400 квадратных миль морского дна в Средиземном море. Информация, полученная с помощью гидролокатора, наносилась на батиметрическую карту (карта, отображающая подводный рельеф и учитывающая глубину объектов). Охотники за сокровищами искали все, что хоть отдаленно могло напоминать затонувший корабль. Всего было выделено 418 аномалий морского дна. Самые интересные из них исследовались с помощью подводного робота. Так были открыты десятки затонувшей кораблей, но особенно исследователи гордятся финикийским и римским судами, которые затонули более двух тысяч лет назад и также были обнаружены во время экспедиции.
"Сассекс" нашли у берегов Андалузии на глубине 800 метров. Открытие было сделано исследовательской группой во главе с штатным археологом Odyssey Нилом Каннингемом Добсоном. Ученые детально изучили наблюдавшуюся в этом районе аномалию морского дна - большой холм ила. За те десять дней, которое судно находилось над братской могилой, где полтысячи британцев нашли себе вечный покой, глубоководный робот сделал 17 погружений, проведя под водой в общей сложности 65 часов. Ему также удалось поднять с морского дна фрагменты обшивки судна. Позднее Добсон сравнил результаты погружений с той информацией, которая дошла о корабле. Размер и форма остова корпуса, а, главное, пушки, свидетельствовали о том, что на дне лежит именно "Сассекс".
О находке было объявлено в феврале 2001 года, после чего начали происходить удивительные вещи. Начнем с того, что правительство Великобритании, которому по международному законодательству принадлежат все затонувшие английские корабли, целых четыре года решало, как ему поступить с кладом. Лишь несколько недель назад Лондон разрешил американской компании Odyssey Marine Exploration поднять корабль на поверхность. Стороны договорились, что кладоискатели получат 80 процентов от первых 45 миллионов фунтов стерлингов, которые им удастся достать из морской пучины, позднее компания будет оставлять себе половину, а когда стоимость поднятого на поверхность имущества превысит 500 миллионов фунтов стерлингов, то американцы будут получать только 40 процентов. Нетрудно предположить, что делиться с американцами Великобританию заставляет отсутствие соответствующего оборудования и опыта для самостоятельного подъема "Сассекса".
Дальше - больше. Когда специалисты Odyssey Marine Exploration вновь появились на месте кораблекрушения, там их уже поджидали патрульные катера и вертолеты береговой охраны. Оказалось, что Испания не готова просто так расстаться с кораблем, полным золота. В частности, власти Андалузии утверждают, что для проводения операции по подъему судна в территориальных водах страны недостаточно только международных законов, а требуется еще и соответствующее разрешение Мадрида. Интересно, что своими силами поднять "Сассекс" на поверхность Испания, как и Великобритания, не может, поэтому ее вмешательство в операцию выглядит как недвусмысленное предложение поделиться затонувшими сокровищами.
И наконец, против участия Odyssey Marine Exploration в экспедиции к месту затопления "Сассекса" выступили британские археологи. Они считают, что иностранная компания не имеет права поднимать груз, имеющий не только материальную, но и огромную историческую ценность. Заметим, что ученые выступили против экспедиции, без которой "Сассекс" вообще никогда не будет поднят на поверхность - невзирая на все его значение для истории Великобритании.
Столь непоследовательное поведение ученых нисколько не удивило испанского историка Карлоса Леона. "Давайте не будем себя дурачить, - заявил он. - Это не археологическая экспедиция. На глубине 900 метров невозможно использовать водолазов, здесь требуются роботы и сонары. Это золотая лихорадка".
Остается добавить, что этой болезнью, видимо, в равной степени заразились все, кто уже в наше время оказался связан с судьбой флагмана британского флота.

http://www.lenta.ru/articles/2005/03/29/ship/_Printed.htm