Москва, Ломоносовский проспект, д.4, корпус 1
+7 (499) 500 96 69
Понедельник-пятница: 09:00-20:00 Суббота-воскресенье: 11:00-17:00

Залив погабших кораблей

25.08.2005, Четверг Просмотров: 82
Ученые исследуют подводные кладбища на дне Балтийского моря.
На дне Финского залива находится, по разным оценкам, до десяти тысяч различных затонувших объектов - от якорей до остовов крупных транспортов, от самолетов до мин. Почти все затонувшие корабли представляют собой настоящие братские могилы. Особенно много людей - более 13 тысяч - погибло во время операции по эвакуации войск и мирного населения из осажденного Таллина в августе 1941 года. Тогда наш флот потерял 60 судов, из них 43 транспорта.
Задачу выявления, исследования и учета затонувших судов взяли на себя участники проекта "Тайны затонувших кораблей". Ученые и профессиональные водолазы сумели обнаружить и обследовать несколько кораблей, погибших во время той операции. Например, госпитальное судно "Сибирь", потопленное фашистской авиацией 20 августа 1941 года. Сопровождавшие его тральщики сумели снять часть людей, однако все-таки погибли почти пятьсот человек.
Водолазы подробно исследовали и военный танкер № 12, потопленный 29 августа 1941 года. Любопытно, что это судно было построено в Германии, на верфях города Любека. Судно лежит на глубине 65 метров и представляет, помимо исторического интереса, некоторую опасность. Во-первых, оно опутано обрывками рыболовных сетей, а недавнее происшествие с батискафом "АС-28" у берегов Камчатки не позволяет недооценивать опасность этих снастей. Во-вторых, танкер находится в пределах полигона для подводных лодок. В-третьих, он шел с грузом нефти, и хотя она за шестьдесят лет загустела, но все-таки представляет угрозу для экологии. К тому же водолазы обнаружили в некоторых помещениях танкера пузыри масла.
Участники проекта рассказали, что работы на этом судне проводить очень сложно - на такой глубине всегда темно и холодно (не больше трех градусов по Цельсию), в воде много взвесей, поэтому видимость невелика. Работать можно только по полчаса, дыша гелиевой смесью, и после этого нужно проводить часовую декомпрессию. Водолазы ничего не поднимали, кроме патронов, необходимых для опознания принадлежности судна, поскольку поднятые с глубины предметы необходимо немедленно консервировать, чтобы они не рассыпались.
Проект "Тайна затонувших кораблей" существует с 2002 года. Он пока работает без государственного заказа, но передает собранные материалы в федеральные органы власти. Как поведали журналистам участники проекта, они работают над составлением каталога затонувших судов, многие из которых представляют опасность для судоходства и экологии (на тех судах, которые погибли во время Великой Отечественной войны, например, сохраняется боезапас). По мнению исследователей, нужна некая государственная программа по учету подводных объектов, как это и делается в большинстве западных стран.
Уникальность Финского залива и в его особых условиях, в которых остовы погибших судов прекрасно сохраняются. Это низкая соленость и низкая температура воды, а также небольшое число микроорганизмов и животных, которые разрушают остовы кораблей. Кроме того, на такой оживленной судоходной трассе, какой является залив, неизбежно велико и количество кораблекрушений. "Балтика - это настоящая Голконда, где сохраняется история торговли и войн человечества за последние полторы тысячи лет", - заметил научный руководитель проекта Андрей Лукошков.

Илья СНОПЧЕНКО
http://nv.vspb.ru