"Господь сделал меня посланцем нового неба и новой земли, им созданных, тех самых, о которых писал в Апокалипсисе святой Иоанн...и туда Господь указал мне путь." (Христофор Колумб).
Жизнь и личность Колумба вызвали огромное к себе внимание и во многом имеют характер романа. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры и вокруг многих событий его жизни выросли легенды, разбивать которые стоило долгих и упорных трудов научной критики. Тем более что Колумб разделил судьбу многих выдающихся людей. Он умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал. Прошло почти 30-40 лет после его смерти, когда мысль о существовании нового континента между Европой и Азией проникла в сознание современников; можно сказать, что среди ученых эта мысль явилась исключительно господствующей к концу 1530-х годов, но до конца столетия и даже в ХVII веке. Америка считалась соединенной с Азией. Еще позже, через 20 лет, были признаны заслуги Колумба в открытии континента, на него обратили внимание лишь в 1571 году через 80 лет после открытия, когда вышла в Венеции на итальянском языке биография и апология Христофора Колумба, обратившая на себя большое внимание. Эта биография была издана неизвестным лицом (A. Ulloa) в форме перевода с испанского подлинника, написанного сыном Колумба Эрнандо (умер в 1539). Подлинник не был найден и не был издан. Впоследствии было возбуждено большое сомнение в подлинности этого сочинения и, весьма вероятно, что мы имеем здесь дело с литературной мистификацией. Но, несомненно, автор или авторы имели в руках подлинные документы, позже исчезнувшие, и наряду с романтическими подробностями дали ряд новых и веских указаний. Какого бы мы мнения ни были об этом издании, оно в свое время сыграло большую роль, обратив общее внимание на заслуги Колумба.
За это время исчезли всякие указания современников; подлинные же акты до середины ХVIII столетия и главным образом до ХIХ столетия хранились в архивах. Оставался большой простор для фантазии, и биография Колумба до сих пор носит ясные следы такой вековой работы.
Колумб родился, вероятно, в 1446 году в Генуе. Все его молодые годы прошли в морских плаваниях и, по-видимому, он доплыл до Исландии или Ирландии и спускался до Гвинейского залива Африки. Уже зрелым и полным сил моряком он приехал в Португалию, куда со всех сторон стекались моряки всех стран и народностей. В Португалии он впервые выступил со своим планом переплыть океан и достигнуть Азии, плывя на запад. Больше 5 лет провел он в Португалии, одно время жил на Азорских островах, не один год потратил на попытки убедить португальское правительство дать ему средства и снарядить экспедицию. Как у него зародилась эта идея - неизвестно. Позже, уже глубоким стариком, Колумб решительно отвергал какое бы то ни было влияние кого-либо: "Для выполнения плавания в Индию, - писал он, - мне ни в чем не были нужны доводы разума, математика или географические карты. Это было простым исполнением пророчества пророка Исайи". Он считал, что был призван свыше исполнить великую задачу - найти средства для крестового похода на "неверных" и весь был проникнут глубоким религиозным чувством. После открытия Америки, когда жажда золота охватила его спутников, Колумб, выговаривая себе огромную власть и большие материальные преимущества, не считал эту власть и эти преимущества принадлежащими лично ему, Колумбу. Они должны были целиком пойти на великое дело - освобождение "святого гроба", борьбу с мусульманским врагом. Колумб был проникнут мистическим настроением, он верил в близкую кончину мира через 150 лет после [его] смерти, и считал себя божьим избранником, призванным сыграть крупную роль в наступлении на Земле "Царства Божия", дать средства обратить в христианство всех иноверцев, неверие которых мешает наступлению на Земле всеобщего счастья. Оно должно было наступить, по евангельскому пророчеству, только после того, как все народы Земли примут христианство, а это казалось легко доступным и достижимым, как только разрушится мусульманское государство. Верилось в существование за спиной мусульман великого христианского царства, вся Индия считалась христианской, и падение магометан не считалось неосуществимым. На Пиренейском полуострове гибли последние остатки магометанских династий. Прямой морской путь в Индию соединял вместе веками разделенных христиан Европы и дальнего Востока. С тыла и с фронта можно было двинуться на османов и арабов. И с непоколебимым упорством, полный религиозного убеждения, Колумб настойчиво преследовал свою идею и старался вложить ее в своих современников; некоторые считали его помешанным.
Он представлял собой странную смесь высокой талантливости и недостаточности образования. Школьного образования он не получил и стоял в стороне от обычного схоластического образования. Он выработался в школе жизни, которая развила в нем неоценимые качества точного наблюдателя и смелого эмпирика, столь далекого от большинства образованных людей средневековья. В тех случаях, когда он не пытался выражать эти свои наблюдения в духе обычной в его время образованности, не вводил их в круг ведения наук его времени, - он поражал силой, ясностью и свободой своей мысли. В этом смысле превосходная оценка его деятельности дана Александром Гумбольдтом. Таковы его, стоящие далеко впереди его времени наблюдения над распределением тепла на земном шаре, изменчивостью в направлении магнитной стрелки (впервые открыл магнитное склонение), влияние морских течений на форму береговых линий и так далее.
Наряду с этим, как настоящий самоучка, он совершенно не мог справиться с объяснением явлений в связи с "мудростью" своего времени. Нередко он ставил рядом "ученое" фантастическое объяснение и точное наблюдение опытного моряка. Человек, для своего времени весьма начитанный, он бессистемно пользовался полученным материалом для самых удивительных выводов и теорий. Так, приняв карту Тосканелли, он в то же время, воспользовавшись некоторыми идеями Мартина Тирского, которые нашел у Птолемея, чрезмерно продолжил размеры азиатского континента, уменьшив величину лежащего между Европой и Азией океана, так как это соответствовало его религиозной идее. Подобно многим современникам, Колумб думал, что за океаном лежит вход в рай - на этом была построена "Божественная комедия". И когда Колумб дошел до реки Ориноко, он думал, что находится у входа в рай. И в то же время рядом с этим - он оставил точное и верное наблюдение: против Ориноко в океан идет много пресной воды, следовательно, Ориноко - большая река, и земля, откуда она течет, не может быть островом, она представляет континент, по мнению Колумба, азиатский. Его идеи о форме Земли были очень странные. Не отличаясь, подобно другим великим мореходам того времени, достаточным астрономическим и математическим образованием и не будучи в состоянии ориентироваться в громоздком и неудобном математическом аппарате того времени, Колумб думал сделать из своих наблюдений вывод о том, что Земля имеет не форму шара, а форму груши, и на узком конце ее находится возвышение, которое Колумб считал местом входа в рай.
Он развивал, следовательно, теорию, которую проповедовали многие церковные писатели того времени и о которой я упоминал выше, - о литосфере, плавающей в гидросфере с несовпадающими центрами, то есть придерживался того воззрения, которое всецело разрушалось его великим открытием. Его сознательная деятельность, как это часто бывает, давала результаты диаметрально противоположные тому, что он думал. Любопытно, что в основе его воззрения о грушевидной форме Земли лежали: 1) неточные и неправильные наблюдения с астролябией и 2) более высокий уровень воды около Ориноко, которая вливала в океан пресную, более легкую воду... Исходя из опыта своих поездок, Колумб таким образом думал подтвердить то мировоззрение о Земле, которое давалось ходячими, признанными церковью учениями: он думал, что нашел доказательства о не вполне сферической форме Земли и возможности достижения Азии, плывя на запад.
Но нельзя не обратить внимания и здесь на двойственность ума Колумба. Он делал ошибки в наблюдениях, но это было неизбежно для всех в то время, так как средства наблюдения и вычисления были рудиментарны, грубы, и можно было получить более точные данные только путем долголетней работы и огромного навыка. Но в то же время, открытием вариации магнитной стрелки Колумб дал в руки картографов чрезвычайно важное указание на причину ошибок в наблюдениях и картах. Более высокий уровень воды океана около выхода пресной воды также представлял факт самостоятельного и тонкого наблюдения.
Среди этих открытий наибольшее значение имеет констатирование магнитного склонения и его изменений с местностью. Это было открыто 13 сентября 1492 года, проникло же в общее сознание лишь в середине ХVI столетия.
Впервые попытки Колумба вызвать снаряжение экспедиции на запад проявились в конце 1470-х и в самом начале 1480-х годов в Португалии; до 1484 г. он время от времени возвращался к этой идее, наконец в этом году бежал в Испанию и начал такие же переговоры с кастильским двором. Опять прошло несколько лет; после долгих неудач, отказов, споров и изучения вопроса - и в смысле материальных выгод и научно-теологической возможности предприятия, в 1492 году, под влиянием падения оплота мавров - Гранады, Колумб получил наконец возможность снарядить три каравеллы, одна из которых была послана на частные средства братьев Пинсонов. Известны из дневника Колумба перипетии этого плавания. 12 октября 1492 года матрос Родриго из Трианы увидел землю, которая была одним из Антильских островов, первой Американской землей, которую окончательно открыл европеец.
www.podrobnosti.ua